ЗИЛ-131

Серийный грузовой автомобиль ЗИЛ-131 (1966-по н.в.).
На фотографиях слева направо: опытный образец 1958 года; предсерийный образец; автомобиль первых лет выпуска — омеются окошки в тенте, на колесных ободах болты; окончательный вариант.

После признания дальнейшего развития модели «165″ нецелесообразным, в 1958 на ВСХВ были продемонстирован новый вариант автомобиля повышенной проходимости, полувшего индекс ЗИЛ-131 и кабину с «оперением» от гражданского (опытного на тот момент) ЗИЛ-130. Однако военных не устроили сложные гнутые передние крылья и витиеватая облицовка радиатора, поскольку возвращение им первоначальной формы в полевых условиях потребовало бы значительных затрат времени, поэтому автомобиль ЗИЛ-131, пущенный в серийное производство, получил простые гнутые передние крылья и такую же бесхитростную облицовку радиатора.

В 1959 году были пройдены заводские испытания новых грузовиков, затем приемочные, а в 1961-1962 гг. завод должен был без остановки производства перейти на выпуск автомобилей ЗиЛ-130 и ЗиЛ-131. Но как это часто случалось в истории ЗИЛа, сроки освоения новой техники все время переносились, и если ЗИЛ-130 начали в массовом порядке выпускать с 1 октября 1964 года, то производство ЗИЛ-131 было развернуто лишь в 1966 году.

Автомобиль ЗИЛ-131 выпускался Московским автозаводом имени Лихачева с 1966г. по 1986г. Кузов — деревянная платформа армейского типа с откидным задним бортом, в решетках боковых бортов вмонтированы откидные скамейки на 16 посадочных мест, имеется средняя съемная скамейка на 8 мест, предусмотрена установка дуг и тента. Основной прицеп — СМЗ-8325 (армейский).

Производились следующие основные варианты машины: бортовые (с лебедкой и без нее), автомобиль с неэкранированным электрооборудованием ЗиЛ-131А, седельный тягач ЗиЛ-131В, шасси для монтажа различного специального оборудования.

С 1986 года выпускается модернизированный вариант ЗИЛ-131Н. Производство ЗИЛ-131Н непосредственно ЗИЛом было свернуто в 1994 году в связи с началом выпуска ЗИЛ-4334, но на УАМЗе, традиционно изготавливающем автомобили ЗИЛ, производство ЗИЛ-131Н продолжается и поныне.

На фотографии справа — автомобиль, принадлежавший Западной группе войск, расквартированной в ГДР.

Интересная деталь из «афганского» прошлого (а теперь — и «чеченского» настоящего) ЗИЛ-131: для прикрытия колонн часть армейских грузовиков (не только ЗИЛов) была на месте переоборудована в «боевые единицы» – машины вооружали «рогатками» (двуствольными зенитными установками ЗУ-23-2 (см. страничку ГАЗ-66)). Со временем инициативу «узаконили» и, например, переделка ЗИЛ-131 велась на одном из армейских автомобильных заводов. Работа не занимала много времени – производились демонтаж верхней части бортов для расширения сектора обстрела и изготовление крепежа для того, чтобы установка при стрельбе не скакала по грузовой платформе. Но странно, что совмещать эти мероприятия с установкой защиты кабины почему-то не стали.

За все время выпуска внешность ЗИЛ-131 практически не менялась, но следует особо остановиться на колесах автомобиля (ведь это важно для моделистов!) — до 1977 обод соединялся болтами, а после — ставились колеса с неразъёмным ободом и замочными стопорными кольцами, что сильно облегчило жизнь водителей, к примеру, при больших отрицательных температурах, когда нужно было отворачивать эти примерзшие болты.

Читайте также:

  1. БАЗ-931 В 1962 году также под руководством В.А.Розова было спроектировано новое специальное колесное шасси модели «931», созданное с учетом замечаний, составленных по итогам испытаний СКШ «930». Принципиальное отличие от предыдущей модели заключалось в наличии у шасси...
  2. Москвич-21403 В 1980 году был освоен выпуск модификации «Москвич-21403″ с ручным управлением, предназначенной для инвалидов с ограниченной подвижностью. Интересно, что органы соцобеспечения компенсировали инвалиду стоимость только базовой инвалидной модели «Запорожец», а разницу в цене с «Москвичом»...
  3. ГАЗ-53A ГАЗ-53А начал выпускаться с июня 1965 года и представлял собой модернизированный ГАЗ-53. Отличие от предыдущей модели заключались в усиленной передней оси, новой карданной передаче и рулевом механизме. Грузоподъемность была увеличена до четырех тонн. Важно отметить,...
  4. ЗИС-150П Автозавод им. Сталина с середины сороковых годов ХХ века вел разработку двухосного полноприводного грузовика на базе ЗиС-150. Опытный образец автомобиля, построенный в 1944 году, получил обозначение ЗиС-150П. Однако машина получилась тяжелой (на 1000 кг тяжелее...
  5. ЗИС-151 Серийный автомобиль ЗИС-151 (1948-1957г.г.). В 1946 году были построены два опытных образца ЗиС-151 — в мае был готов первый вариант машины — с двускатными задними колесами (ЗиС-151-2), а осенью на испытания вышел второй опытный образец...

Метки: ЗИЛ-131

Comments are closed.